Фаркоп — тягово-сцепное устройство шарового типа (ТСУ), предназначенное для для буксировки караванов и легковых прицепов
транспортным средством. На тяговом автомобиле устанавливается сцепной шар (ГОСТ 28248 предусматривает единственный диаметр
шара — 50 мм); на дышле буксируемого прицепа устанавливается ответная сцепная головка. Фаркопы применяются для буксировки
прицепов весом до 3500 кг. ТСУ крепится к нижней части автомобиля (кузову или раме). Согласно стандартам, фаркопы должны
проходить испытания на усталостную прочность конструкции. Помимо механического соединения, тягово-сцепное устройство
обеспечивает электрическое соединение электрооборудования тягового автомобиля с оборудованием буксируемого прицепа.
Если исходить из внешнего вида механизма, слово фаркоп по-видимому состоит из двух слов нем. fahren (ехать) и нем. Kopf (голова).
По крайней мере именно такое происхождение слова чаще всего указывается для объяснения правописания этого слова (фаркоп, а не форкоп).
Истинное же происхождение этого слова остается загадкой. Для обозначения этого механизма в немецком языке используется более общее
понятие Anhangerkupplung (дословно — прицепосцепление). Слово нем. Fahrkopf как в немецких толковых словарях, так и в Сети в этом
значении не встречается.
Согласно другой версии, слово фаркоп произошло от немецкого нем. Vorkopf (vor — пред, перед). В этом случае получается, что
его нужно писать как "форкоп". Слово Vorkopf также отсутствует в немецком языке.
Применение фаркопа отражено в пункте 1а ОСТ 37.001.096-84 (с изменением №1)
"Устройства тягово-сцепные шарового типа для буксировки караванов и легковых прицепов": "…тягово-сцепные устройства,
предназначенные для буксировки караванов и легковых прицепов с полной конструктивной массой не более 3500 кг, содержащие
сцепной шар по ГОСТ 28248, устанавливаемый на тяговом автомобиле и сцепные головки, устанавливаемые на дышле прицепа,
соответствующие ОСТ 37.001.220." если совсем коротко, то ТСУ предназначены для буксировки прицепов, условно называемых
"прицепами для легковых автомобилей". Диаметр сцепного шара всех фаркопов - 50 мм. Крепятся ТСУ к нижней
задней части кузова легкового автомобиля.
Важным моментом для всей конструкции фаркопа является крепление его к таким элементам кузова или рамы тягача, которые
могут выдержать необходимое число циклов нагружений периодическими нагрузками и предельные статистические нагрузки. Следовательно,
достаточная несущая способность ТСУ определяется правильным выбором его конструктивных размеров: т.е. соответствием
прочности фаркопа нагрузкам, воздействующим на него в процессе эксплуатации. В соответствии с ОСТ 37.001.299 производится
проверка ТСУ на усталостную прочность конструкции, а это 2 000 000 циклов знакопеременной нагрузки!
Одним из критериев заводских испытаний является установка нагрузки на тягово-сцепное, которая точно соответствует полной
массе прицепа (с грузом). Это позволяет точно оценить правильность конструктивного решения, выявить недостатки у самой
конструкции, правильно подобрать профиль металла и его размеры, так и компоновки, которая несет на себе задачи оптимального
распределения силовых нагрузок и исключения концентрированных нагрузок во всех узлах и элементах конструкции и мест крепления.